Медико-реабилитационные экспертные комиссии

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2021 г. №304 утверждено Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях (далее – МРЭК). Этим Положением определяются правовой статус МРЭК, структура, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, порядок обжалования заключений МРЭК.

МРЭК создается в каждой области и г. Минске и находится соответственно в подчинении главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Минского горисполкома (далее – главные управления по здравоохранению, Комитет по здравоохранению), является государственной организацией здравоохранения.

МРЭК в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением, а также международными договорами Республики Беларусь.

Руководство МРЭК осуществляется главным врачом.

В структуру МРЭК входят:

  • специализированные, межрайонные (районные, городские) комиссии (далее, если не указано иное, – первичные комиссии), центральные комиссии;
  • кабинеты медико-профессиональной реабилитации;
  • отделы оценки качества медицинской помощи;
  • иные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МРЭК.

Специализированные комиссии создаются для проведения медико-социальной экспертизы при заболеваниях, наиболее распространенных на данной территории, или в случаях, когда требуются специальные условия для проведения медико-социальной экспертизы.

Первичные комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному признаку (в пределах обслуживаемой территории) или по профилю заболеваний.

Кабинет медико-профессиональной реабилитации создается для:

  • проведения профессиональной консультации пациентов при проведении медико-социальной экспертизы, в том числе профессиональной диагностики, профессиональной ориентации, подбора профессии рабочего (должности служащего), соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности последующего трудоустройства, определения необходимых условий и характера труда и (или) нуждаемости в исключении вредных и (или) опасных производственных факторов, определения степени утраты профессиональной (общей) трудоспособности;
  • проведения профессиональной консультации детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе профессиональной диагностики, профессиональной ориентации, подбора предполагаемой профессии для обучения, соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности последующего трудоустройства, определения нуждаемости в организации специальных условий для получения образования, и составления консультативного заключения по результатам этой консультации;
  • осуществления взаимодействия с педагогическими работниками, занимающимися обучением, профессиональной подготовкой детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, работниками службы занятости населения, а также с представителями общественных объединений инвалидов.

Отделы оценки качества медицинской помощи создаются для:

  • проведения оценки качества медицинской помощи и медицинских экспертиз;
  • разработки комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, эффективности и доступности медицинского обслуживания;
  • оказания методической помощи организациям здравоохранения по вопросам оценки качества медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз;
  • осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством о здравоохранении.

МРЭК:

  • вносит на рассмотрение в Министерство здравоохранения, главное управление по здравоохранению, Комитет по здравоохранению предложения по вопросам оценки качества медицинской помощи и проведения медицинских экспертиз;
  • запрашивает и получает в установленном порядке информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, у государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций;
  • взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами, организациями здравоохранения и иными организациями по вопросам, входящим в ее компетенцию;
  • дает разъяснения гражданам и юридическим лицам по вопросам, входящим в ее компетенцию;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

В состав комиссии входит, как правило, не менее трех врачей-экспертов. Комиссию возглавляет председатель. Каждая комиссия имеет печать со своим наименованием и наименованием МРЭК. При временном отсутствии одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, освидетельствование пациента проводится не менее чем двумя врачами-экспертами, в том числе председателем комиссии или лицом, на которое возложены его обязанности.

Комиссии:

– проводят медико-социальную экспертизу в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, с оформлением заключения МРЭК, индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации, абилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРА) и (или) программы реабилитации потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – ПРП), удостоверения инвалида и других документов;

– направляют пациентов:

в кабинет медико-профессиональной реабилитации для проведения консультации;

в организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительного обследования, уточнения клинико-функционального диагноза;

– используют консультативные заключения кабинета медико-профессиональной реабилитации при вынесении решений МРЭК и формировании ИПРА и (или) ПРП;

– запрашивают в установленном порядке у организаций здравоохранения и иных организаций информацию о пациенте, в том числе сведения о характере и условиях труда.

Форма сведений о характере и условиях труда устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты и Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах»;

– проводят анализ выполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА, ПРП, индивидуальной программой медицинской реабилитации пациента в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и направивших пациента на медико-социальную экспертизу;

– анализируют показатели инвалидности;

– дают разъяснения пациентам, иным заинтересованным по вопросам медико-социальной экспертизы;

– оказывают в пределах своей компетенции методическую и консультативную помощь организациям здравоохранения, государственным медицинским научным организациям, оказывающим медицинскую помощь пациентам;

– взаимодействуют с местными исполнительными и распорядительными органами, организациями здравоохранения и иными организациями по вопросам, входящим в их компетенцию;

– осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

Первичные комиссии:

  • направляют пациентов в центральную комиссию в случаях возникновения затруднений при вынесении решения для получения консультаций или проведения медико-социальной экспертизы;
  • выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

Центральные комиссии:

– являются вышестоящими по отношению к первичным комиссиям;

– осуществляют методическое руководство и оценку деятельности первичных комиссий по проведению медико-социальной экспертизы;

– в случае выявления в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения первичной комиссии нарушений в деятельности этой комиссии при проведении медико-социальной экспертизы:

поручают первичной комиссии устранить выявленные нарушения при условии устранимого характера этих нарушений;

информируют заинтересованных лиц о выявленных нарушениях при вынесении решения первичной комиссии;

проводят медико-социальную экспертизу на основании имеющихся в МРЭК медицинских и иных документов при условии явки пациента для переосвидетельствования и подачи им соответствующего заявления;

– проводят медико-социальную экспертизу:

при обжаловании пациентом, субъектом страхования заключения МРЭК, оформленного первичной комиссией;

по направлению первичных комиссий;

– консультируют первичные комиссии;

– направляют пациента на консультацию в государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации»;

– вносят предложения главному врачу МРЭК по улучшению качества проведения медико-социальной экспертизы, медицинской реабилитации;

– выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ МРЭК

Заключение МРЭК, оформленное первичной комиссией, может быть обжаловано пациентом, субъектом страхования в течение 30 календарных дней после его оформления путем подачи заявления в первичную комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу (далее – заявление в первичную комиссию), или главному врачу МРЭК.

Первичная комиссия в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в первичную комиссию направляет его главному врачу МРЭК. Главный врач МРЭК в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в первичную комиссию поручает проведение медико-социальной экспертизы центральной комиссии.

Центральная комиссия проводит медико-социальную экспертизу в течение 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК заявления в первичную комиссию.

Заключение МРЭК, оформленное центральной комиссией, может быть обжаловано пациентом, субъектом страхования в течение 30 календарных дней после его оформления путем подачи заявления в центральную комиссию, проводившую медико-социальную экспертизу (далее – заявление в центральную комиссию), или главному врачу МРЭК.

Центральная комиссия в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в центральную комиссию направляет его главному врачу МРЭК. Главный врач МРЭК в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления в центральную комиссию поручает проведение медико-социальной экспертизы другой центральной комиссии.

Другая центральная комиссия проводит медико-социальную экспертизу в течение 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК заявления в центральную комиссию.

Заключение МРЭК, оформленное центральной комиссией, может быть обжаловано пациентом, субъектом страхования в судебном порядке.

При несогласии пациента, субъекта страхования с заключением МРЭК, оформленным центральной комиссией, по их заявлению проводится независимая медицинская экспертиза в порядке, установленном Положением о порядке осуществления независимой медицинской экспертизы, утвержденным постановлением, утвердившим настоящее Положение.

Центральная комиссия по результатам медико-социальной экспертизы, проведенной по заявлению в первичную (центральную) комиссию, выносит решение и оформляет его в виде заключения МРЭК.

В случае расхождения заключения МРЭК, оформленного в соответствии с частью первой настоящего пункта, с обжалуемым заключением МРЭК это заключение МРЭК применяется к отношениям, возникшим со дня оформления обжалуемого заключения МРЭК, а обжалуемое заключение МРЭК утрачивает силу в день, предшествующий дню оформления заключения МРЭК в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Виталий Павлоградский

Юрист бюро социальной информации ОО «БАСР»

26.01.2022