Четкой формулировки понятия «самозанятость» в законодательстве Республики Беларусь не содержится. По смыслу законодательных актов можно сказать, что в сферу самозанятости входят определенные законодательством виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской деятельности, которые осуществляются физическими лицами (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь) самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. При этом физические лица не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и не учреждают юридические лица.
Наличие психических заболеваний у физического лица непосредственно не влияет на правоотношения в сфере самозанятости, исключением является наличие у такого лица инвалидности. В этом случае это лицо пользуется определенными льготами, о которых будет сказано ниже.
Осуществление таких видов деятельности не требует получения лицензий (специальных разрешений), ведения бухгалтерской отчетности, предоставления отчетов и деклараций в налоговые органы, оформления специальной документации, использования кассовых аппаратов при приеме выручки, уплаты иных налогов и платежей, кроме специально предусмотренных законодательством, и др.
Выделяются следующие формы самозанятости:
1) ремесленничество,
2) деятельность с уплатой единого налога,
3) агроэкотуризм,
4) деятельность подсобных хозяйств,
5) сдача в аренду жилых и нежилых помещений, машино-мест.
1. РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО
Вопросы ремесленничества регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 N 364 “Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности” и иными актами.
Ремесленная деятельность – это не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц (далее – ремесленников) по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан. Под инструментом понимаются устройство, механизм, станок, иное оборудование, в том числе электрическое, предназначенные для производства товара (выполнения работ, оказания услуг), без использования которых осуществлять предусмотренные настоящим Указом виды ремесленной деятельности не представляется возможным.
Ремесленная деятельность осуществляется по заявительному принципу, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление ремесленной деятельности без постановки на учет в налоговом органе и уплаты сбора запрещается.
Ремесленники обеспечивают безопасность выпускаемой в обращение продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Они не подлежат обязательному подтверждению соответствия.
РЕАЛИЗАЦИЯ
Ремесленники вправе реализовывать изготовленные ими товары:
– на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах,
– в помещениях, используемых для их изготовления,
– с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет,
– путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным), доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Также ремесленники вправе на безвозмездной основе осуществлять обучение ремесленной деятельности на основании договора об обучении ремесленной деятельности, заключаемого в письменной форме, но не более трех учеников одновременно. Срок обучения ремесленной деятельности не должен превышать двух лет.
ВИДЫ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В перечень видов ремесленной деятельности входят:
1) изготовление и ремонт шорно-седельных изделий;
2) изготовление и ремонт гужевых повозок, саней и детских санок;
3) изготовление и ремонт рыболовных снастей и приспособлений для рыбалки;
4) изготовление и ремонт предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан из проволоки, шпагата, синтетической ленты, жести, глины, растительных материалов местного происхождения, в том числе из дерева;
5) изготовление, установка и ремонт сооружений, инвентаря и принадлежностей для содержания птиц, животных, пчел;
6) кузнечное дело;
7) изготовление изделий ручного вязания;
8) изготовление изделий ручного ткачества, а также изделий, выполненных в лоскутной технике;
9) кружевоплетение, макраме;
10) изготовление пряжи;
11) изготовление изделий ручной вышивки;
12) плетение бисером;
13) художественная обработка и роспись дерева, камня, кости, рога, металла, жести, стекла, керамики, фанеры;
14) изготовление изделий ручной работы (кухонного инвентаря, игрушек, интерьерных кукол, декоративных панно, шкатулок, портсигаров, табакерок, пепельниц, копилок, подсвечников, дверных ручек, деталей и предметов украшения мебели, брелоков, ключниц, кошельков, перчаток, рукавиц, ремней, бижутерии, браслетов, украшений для волос, гребней, расчесок, декоративных дополнений к одежде, статуэток, ваз, горшков и кашпо для цветов, токарных фигурных изделий, пасхальных яиц-писанок, сувениров (в том числе на магнитной основе), елочных украшений, рамок для фотографий, рам для картин, декоративных реек, обложек, чехлов для телефона, планшета и очков, свадебных аксессуаров);
15) изготовление изделий из валяной шерсти;
16) переплет страниц, предоставленных потребителем;
17) изготовление свечей;
18) изготовление цветов и композиций, в том числе из растительных материалов местного происхождения (за исключением композиций из живых цветов);
19) изготовление мелких изделий из стекла, природной и полимерной глины, дерева, природной смолы и их использование для создания бижутерии, декорирования одежды;
20) изготовление национального белорусского костюма (его деталей) с сохранением традиционного кроя и вышивки;
21) изготовление поздравительных открыток, альбомов для фотографий, папок без применения полиграфического и типографского оборудования;
22) изготовление сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента или его частей, заточка и ремонт ножевых изделий и инструмента;
23) изготовление художественных изделий из бумаги и папье-маше;
24) изготовление национальных музыкальных инструментов в нефабричных условиях;
25) изготовление витражей;
26) декорирование предметов, предоставленных потребителем;
27) изготовление глазурованных и неглазурованных печных изразцов, декоративных изразцов и панно-вставок, изразцовых карнизов из природной глины методом ручной набивки или заливки в гипсовые формы, прессованием, ручной оправкой, декорированием, глазуровкой;
28) изготовление мыла;
29) гильоширование;
30) иная деятельность по созданию предметов творчества, а также деятельность, осуществляемая с применением ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ
Постановка на учет ремесленников производится в налоговом органе по месту жительства на основании их заявления. Одновременно с заявлением также представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Ремесленник также обязан оформить и зарегистрировать в налоговом органе книги учета проверок.
СБОР ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ставка ремесленного сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов деятельности) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на дату его уплаты.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности заменяет уплату подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в части доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности.
Уплата ремесленного сбора производится:
– за полный последующий календарный год – не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года;
– в иных случаях – до начала осуществления ремесленной деятельности.
Реквизиты на уплату ремесленного сбора можно узнать в налоговом органе по месту жительства или на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
По своему желанию ремесленники могут участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, соответственно, платить взносы в ФСЗН и иметь право на получение пособий и пенсии.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Ответственность за осуществление ремесленной деятельности без уплаты сбора и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет, а также привлечение к такой деятельности других граждан по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам предусмотрена статьей 23.68 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Такие деяния влекут наложение штрафа в размере пяти базовых величин.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УПЛАТОЙ ЕДИНОГО НАЛОГА
Основные аспекты такой деятельности регламентированы в Налоговом кодексе Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 N 71-З, Указе Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 г. N 337 «О регулировании деятельности физических лиц» и иных актах.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физические лица (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь) вправе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлять следующие виды деятельности:
• реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах следующих видов товаров:
изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков);
• реализация котят и щенков при условии содержания домашнего животного (кошки, собаки);
• предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;
• осуществление по заказам граждан, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следующих видов работ (услуг) (далее – выполнение работ (оказание услуг);
• выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
• ремонт часов, обуви;
• ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
сборка мебели;
• настройка музыкальных инструментов;
• распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
• производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
• ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;
• штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
• оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
• парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру;
• оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
• предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;
• репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
• чистка и уборка жилых помещений;
• уход за взрослыми и детьми, стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;
• музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;
• деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой;
• фотосъемка, изготовление фотографий;
• деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
• видеосъемка событий;
• услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
• деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность; деятельность по письменному и устному переводу;
• предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физические лица вправе осуществлять перечисленные виды деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, при соблюдении одновременно следующих условий:
– самостоятельное осуществление такой деятельности физическим лицом. Соответственно, если физическое лицо при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, изъявит желание привлекать к ней других физических лиц, т.е. изъявит желание привлекать наемных работников, то необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта хозяйствования.
– деятельность должна осуществляться в интересах потребителей;
– уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) в порядке, предусмотренном главой 35 Налогового кодекса.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДО НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
До начала осуществления деятельности необходимо:
1. стать на учет в налоговом органе по месту жительства;
2. представить в налоговый орган по месту жительства уведомление произвольной формы о планируемой к осуществлению деятельности;
3. при наличии права на использование льготы по единому налогу одновременно с уведомлением представить в налоговый орган по месту жительства документы, подтверждающие такое право;
4. произвести уплату единого налога, сумму которого рассчитает налоговый орган на основании уведомления.
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
До начала осуществления планируемой деятельности физическому лицу необходимо обратиться с заявлением и документом, удостоверяющим личность, в налоговый орган по месту своего жительства для постановки на учет.
Постановка плательщика на учет в налоговом органе сопровождается присвоением ему учетного номера плательщика (УНП). Документом, удостоверяющим постановку плательщика на учет в налоговом органе, является извещение о присвоении УНП установленной формы. Если физическому лицу уже присвоен УНП, то его повторное присвоение в связи с началом осуществления деятельности с уплатой единого налога не требуется.
В случае изменения места жительства, влекущего необходимость постановки плательщика на учет в другом налоговом органе, снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства производится в течение двух рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления об изменении места жительства либо получения налоговым органом сведений об изменении места жительства плательщика от государственного органа.
ПОДАЧА В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН УВЕДОМЛЕНИЯ
До начала осуществления планируемой деятельности необходимо представить в налоговый орган по месту жительства уведомление произвольной формы с обязательным указанием видов деятельности, которыми физическое лицо предполагает заниматься, а также периода и места осуществления деятельности.
Уведомление может быть представлено в налоговый орган лично физическим лицом либо может быть направлено почтой, а также в электронном виде. Такое уведомление физическому лицу необходимо подавать либо за каждый месяц, либо за период, включающий несколько месяцев, либо за календарный год, в которых будет осуществляться деятельность, до ее начала. Следовательно, если физическое лицо не планирует осуществлять деятельность, то уведомление представлять не надо.
РАСЧЕТ СУММЫ ЕДИНОГО НАЛОГА НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ
На основании представленного уведомления налоговый орган производит не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, расчет суммы единого налога, подлежащей уплате, исходя из ставок, установленных Минским городским и областными Советами депутатов, с учетом места осуществления деятельности, вида деятельности, количества торговых мест, иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест для осуществления торговли, количества обслуживающих объектов при оказании услуг (выполнении работ). Ставки единого налога устанавливаются за месяц в белорусских рублях.
Расчет суммы единого налога производится по следующей формуле:
Размер налога = Ставка налога за месяц х Налоговая база
Налоговая база единого налога определяется исходя из осуществляемых видов деятельности и (или) количества торговых мест, иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест для осуществления торговли.
При реализации товаров на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах менее 15 дней в календарном месяце единый налог исчисляется с применением коэффициента 0,5.
При оказании услуг (выполнении работ) уплата единого налога производится по установленным ставкам, до начала осуществления деятельности, за полный месяц, независимо от фактического количества дней осуществления такой деятельности.
При осуществлении физическим лицом нескольких видов работ (услуг) в календарном месяце единый налог исчисляется по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога.
При осуществлении физическим лицом работ (услуг) в календарном месяце в нескольких обслуживающих объектах единый налог исчисляется по каждому обслуживающему объекту.
При осуществлении физическим лицом работ (услуг) в календарном месяце в нескольких населенных пунктах единый налог исчисляется по наиболее высокой ставке единого налога.
При предоставлении физическим лицом в календарном месяце нескольких жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания ставка единого налога исчисляется за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу.
ЛЬГОТЫ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ
Отдельные категории граждан при исчислении единого налога вправе воспользоваться льготами, предусмотренными статьей 297 Налогового кодекса. При этом льготы предоставляются только при условии представления физическим лицом в налоговый орган документов, подтверждающих право физического лица на льготы.
Так, в частности, ставки единого налога снижаются:
на 20 процентов для плательщиков:
• достигших общеустановленного пенсионного возраста;
• инвалидов (при представлении удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена);
• родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет (при представлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи);
• родителей (усыновителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, (при представлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида);
на 45 процентов при наличии права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям;
на 100 процентов для родителей (усыновителей), являющихся инвалидами и (или) группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, при условии, что супруг (супруга) плательщика также является инвалидом и (или) группы (при представлении удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, содержащих данные о назначении их владельцам соответствующей группы инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования).
УПЛАТА ЕДИНОГО НАЛОГА
Уплата налога производится до начала осуществления деятельности и только за те месяцы, в которых осуществляется деятельность.
Если физическое лицо представило в налоговый орган уведомление об осуществлении деятельности в течение нескольких месяцев, то налоговый орган исчислит сумму единого налога за каждый месяц осуществления деятельности, указанный в уведомлении, соответственно, физическое лицо обязано будет до начала каждого месяца осуществления деятельности уплатить рассчитанную сумму единого налога. Также физическое лицо вправе уплатить всю рассчитанную сумму единого налога сразу до начала осуществления деятельности в первом месяце, указанном в уведомлении.
Произвести уплату единого налога физическое лицо вправе любым удобным для него способом.
В документе об уплате единого налога физическое лицо указывает вид деятельности, период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога (например, месяц и год) и место осуществления деятельности.
Документ об уплате единого налога должен находиться в месте, где физическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, реализует товары.
ПЕРЕРАСЧЕТ ЕДИНОГО НАЛОГА
У физического лица – плательщика единого налога в процессе осуществления деятельности могут возникнуть непредвиденные ситуации (например, болезнь, утрата права пользования торговым местом в связи с регорганизацией рынка), в результате которых физическое лицо, уплатившее за соответствующий период единый налог, вынуждено приостановить либо вовсе прекратить осуществление деятельности.
Для таких случаев для плательщиков единого налога законодательством предусмотрена возможность перерасчета единого налога с его последующим возвратом (зачетом) из бюджета, но при соблюдении определенных условий.
Перечень оснований, по которым физическое вправе обратиться в налоговый орган за перерасчетом единого налога с последующим его зачетом (возвратом), является исчерпывающим и включает в себя следующие случаи:
• временная нетрудоспособность плательщика, если такая нетрудоспособность повлекла прекращение работы обслуживающего объекта, торгового места, а при реализации работ, услуг вне обслуживающего объекта, – прекращение деятельности, облагаемой единым налогом, – на основании выдаваемых уполномоченными органами документов или заверенных в установленном порядке их копий, подтверждающих нетрудоспособность (листок нетрудоспособности (справка о временной нетрудоспособности), выданные и оформленные в соответствии с законодательством, или его (ее) дубликат);
• утрата плательщиком права пользования торговыми, обслуживающими объектами, торговыми местами, в том числе помещениями (зданиями), используемыми для осуществления деятельности, – на основании документов, подтверждающих эту утрату, или заверенных в установленном порядке их копий;
• неосуществление деятельности вследствие принятия государственными органами решений, препятствующих ее осуществлению, – на основании решений этих органов или заверенных в установленном порядке копий решений этих органов или иных документов;
• неосуществление деятельности в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.
В таких ситуациях физическому лицу необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим письменным уведомлением, к которому приложить документы или копии, подтверждающие наличие оснований для перерасчета единого налога. На основании представленных уведомления и документов налоговый орган в течение одного рабочего дня производит перерасчет единого налога и определяет сумму налога, подлежащую зачету или возврату гражданину.
Налоговый орган обязан сообщить физическому лицу о сумме излишне уплаченного единого налога, образовавшегося в результате его перерасчета, не позднее пяти дней со дня произведения перерасчета. В этих целях налоговый орган направляет сообщение установленной формы в электронном виде через личный кабинет либо на бумажном носителе. Также налоговый орган вправе выдать на руки плательщику такое сообщение, получение которого подтверждается подписью плательщика.
Что касается уплаты взносов в Фонд социальной защиты населения, то пока у физических лиц, уплачивающих единый налог, нет возможности зарегистрироваться и самостоятельно платить взносы в ФСЗН, как, например, у ремесленников.
ИНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, на физических лиц не возлагается обязанность по соблюдению установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств. Соответственно, физические лица при осуществлении такой деятельности вправе принимать от граждан наличные денежные средства за оказанные ими услуги, выполненные работы, реализованные товары без оформления документов, подтверждающих такой прием. При этом такие физические лица не смогут, например, приобрести и использовать для приема наличных денежных средств квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, правом на приобретение и использование которых обладают только индивидуальные предприниматели и организации.
Также при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, на физических лиц не возлагается обязанность по ведению учета полученных доходов и представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности. То есть при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, физическому лицу не надо на постоянной основе подсчитывать полученные доходы, и отчитываться об их сумме перед налоговым органом. Также таким лицам не требуется обеспечивать наличие книги замечаний и предложений и книги проверок (ревизий).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В случае выявления налоговыми органами фактов осуществления физическим лицом деятельности без уплаты единого налога впервые, единый налог исчисляется налоговым органом в размере ставки единого налога. При выявлении налоговыми органами повторных фактов осуществления физическим лицом деятельности без уплаты единого налога, единый налог исчисляется налоговым органом с применением коэффициента 5. При этом, льготы по единому налогу, предусмотренные статьей 297 Налогового кодекса, не применяются.
3. АГРОЭКОТУРИЗМ
Согласно указу Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 N 365 “О развитии агроэкотуризма”, агроэкотуризм – это деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах.
Агроэкоусадьба – жилой дом (жилые дома), в том числе с имеющимися при нем (при них) гостевыми домиками, принадлежащий (принадлежащие) на праве собственности субъекту агроэкотуризма – сельскохозяйственной организации, субъекту агроэкотуризма – физическому лицу и (или) члену (членам) его семьи, благоустроенный (благоустроенные) применительно к условиям соответствующего населенного пункта и расположенный (расположенные) на земельных участках в сельской местности, малых городских поселениях в одном населенном пункте либо разных населенных пунктах, если такие участки граничат друг с другом. Общее число комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов не может превышать десяти.
Субъекты агроэкотуризма вправе возводить на земельных участках, предоставленных им в установленном порядке для строительства и (или) обслуживания жилого дома, гостевые домики для временного пребывания агроэкотуристов, являющиеся принадлежностями жилого дома. Гостевые домики не подлежат включению в жилищный фонд.
Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма осуществляется физическими лицами без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма вправе привлекать физических лиц по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам.
УСЛОВИЯ
Субъекты агроэкотуризма могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при соблюдении в совокупности следующих условий:
– наличие свободных комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов;
– осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции;
– наличие возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности.
ВИДЫ УСЛУГ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА
Физические лица, осуществляющие деятельность в cфере агроэкотуризма, вправе оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма:
• предоставление комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов (общее число комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов не должно превышать десяти. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более десяти комнат для размещения агроэкотуристов эта деятельность признается ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, должна осуществляться с учетом требований законодательства и подлежит налогообложению в установленном порядке);
• обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);
• ознакомление агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями соответствующей местности, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий;
• проведение презентаций, юбилеев, банкетов;
• оказание услуг бань, саун и душевых;
• катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;
• предоставление инвентаря для спорта и отдыха;
• транспортное обслуживание агроэкотуристов.
УСЛОВИЯ ДЛЯ НАЧАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА
До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма физическому лицу необходимо:
• стать на учет налоговом органе по месту жительства;
• уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
• направить письменное уведомление по форме, установленной Министерством спорта и туризма, с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма.
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ
Постановка на учет физических лиц – плательщиков сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма производится в налоговом органе по месту жительства на основании их заявления.
Одновременно с заявлением также представляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Также физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агроэкотуризма, обязаны оформить и зарегистрировать в налоговом органе книгу учета проверок не позднее одного месяца со дня постановки их на налоговый учет.
УПЛАТА СБОРА
Ставка сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (вне зависимости от количества осуществляемых видов услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на дату его уплаты.
Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в части доходов физических лиц, полученных от осуществления такой деятельности, заменяет уплату следующих налогов:
– подоходного налога с физических лиц;
– единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Уплата сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма производится:
– за полный последующий календарный год – не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года;
– в иных случаях – до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Реквизиты на уплату сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма можно узнать в налоговом органе по месту жительства физического лица и на официальном сайте МНС nalog.gov.by.
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ТИПОВЫЕ ДОГОВОРЫ НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА)
Между физическим лицом – субъектом агроэкотуризма и агроэкотуристами либо между физическим лицом – субъектом агроэкотуризма и туроператорами (иными организациями) заключаются в письменной форме договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма с перечислением видов оказываемых услуг.
Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма между физическим лицом – субъектом агроэкотуризма и агроэкотуристами заключаются путем принятия агроэкотуристом условий, предусмотренных физическим лицом – субъектом агроэкотуризма в договоре (договоры присоединения).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 утвержден Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, который включает:
– договор на оказание субъектом агроэкотуризма услуг агроэкотуристам (форма 1);
– договор субъекта агроэкотуризма с туроператором (форма 2);
– объем услуг в сфере агроэкотуризма (Приложение к Типовому договору на оказание услуг в сфере агроэкотуризма).
Договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенные между субъектами агроэкотуризма и агроэкотуристами, хранятся субъектами агроэкотуризма не менее трех лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства.
ОТЧЕТНОСТЬ
Физические лица – субъекты агроэкотуризма обязаны ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы, субъекта агроэкотуризма информацию о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Осуществление физическим лицом деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, и (или) без подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет, и (или) без извещения соответствующего совета депутатов первичного территориального уровня, и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин (часть первая статьи 23.74 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Непредставление физическим лицом в налоговый орган информации по установленной форме о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин (часть вторая статьи 23.74 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ В СФЕРЕ АГРОЭКОТУРИЗМА
При прекращении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма направляют в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма письменное уведомление по форме, установленной Министерством спорта и туризма.
Субъекты агроэкотуризма признаются прекратившими деятельность с даты получения письменного уведомления районным исполнительным комитетом по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма.
В случае прекращения деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма до истечения налогового периода или неосуществления деятельности в течение налогового периода уплаченная сумма сбора возврату (зачету) не подлежит.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Субъекты агроэкотуризма вправе (в соответствии с частью второй статьи 7 Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования») участвовать в системе государственного социального страхования путем самостоятельной уплаты взносов на пенсионное и/или социальное страхование в добровольном порядке. Для этого им необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в органе Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по месту своего постоянного жительства в Республике Беларусь.
Физические лица, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с работниками, в т.ч. субъекты агроэкотуризма (далее – работодатели), обязаны в течение 10 рабочих дней стать на учет в качестве плательщиков взносов за работников в органе Фонда по месту жительства.
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ
Правовые основы ведения гражданами Республики Беларусь личного подсобного хозяйства, а также меры по его государственной поддержке определены в Законе Республики Беларусь от 11.11.2002 № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон).
Личное подсобное хозяйство граждан – форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель (статья 2 Закона).
В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться:
– хозяйственные строения и сооружения,
– скот, птица,
– многолетние насаждения,
– в установленном законодательством Республики Беларусь порядке – транспортные средства,
иное имущество, не запрещенное законодательством Республики Беларусь.
Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность. Деятельность граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по производству, переработке и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской деятельности (статья 3 Закона).
Согласно ст. 6 Закона, посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, сельскохозяйственная продукция, произведенная гражданами, осуществляющими ведение личных подсобных хозяйств, являются их собственностью. Сельскохозяйственная продукция, произведенная ими, используется ими по своему усмотрению, в том числе она может быть реализована юридическим и физическим лицам согласно заключенным с ними договорам.
Граждане, осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства, уплачивают налоги в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь (статья 8 Закона).
По общему правилу физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, признаются плательщиками подоходного налога. Доходы, полученные ими от источников в Республике Беларусь, признаются объектом налогообложения подоходным налогом (статья 152,пункт 1 статьи 153 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).
Доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции растениеводства, выращенной (произведенной) ими на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, освобождаются от подоходного налога в соответствии с подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 163 НК.
Освобождение указанных доходов от налогообложения применяется при условии представления плательщиком справки местного исполнительного и распорядительного органа (форма и порядок заполнения справки, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена физическим лицом и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства (родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги) или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном указанным лицам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела, утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1935(с изменениями и дополнениями).
Подпунктом 1-1 статьи 294 НК предусмотрено, что не является объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц розничная торговля (реализация) продукцией растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады). При этом основанием для непризнания реализации продукции растениеводства объектом налогообложения единым налогом также является представление плательщиком Справки.
5. СДАЧА В АРЕНДУ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, МАШИНО-МЕСТ.
ПРОЦЕДУРА
При сдаче гражданами жилых и нежилых помещений, машино-мест в наем (аренду) другим гражданам необходимо произвести следующие действия:
1. Заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
Формы договоров найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, аренды нежилого помещения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 1191 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497». Несоблюдение установленной законодательством формы договора или требования о регистрации такого договора не освобождает лицо от обязанности уплаты подоходного налога в фиксированных суммах.
2. До установленного в договоре срока фактического предоставления помещения в наем (аренду) зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги. Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. Произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.
Доходы, получаемые от сдачи жилых и нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, облагаются подоходным налогом в размерах, установленных областными и Минским городским Советами депутатов для той категории населенного пункта, на территории которого находятся сдаваемые помещения.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
Ставки налога за сдачу в наем жилых помещений определяются за каждую сдаваемую комнату в жилом помещении в расчете за месяц.
Уплатить подоходный налог можно одним из следующих способов:
1) за весь календарный год либо за период действия договора в это году – не позднее рабочего дня, следующего за установленным в договоре сроком фактического предоставления жилого и нежилого помещения, машино-места в наем (аренду).
Уплата подоходного налога за каждый последующий календарный год производится не позднее 1-го числа года, за который осуществляется уплата. При этом при изменении налоговых ставок в течение года, за который уплачены суммы налога, такие суммы перерасчету не подлежат.
2) за один месяц не позднее рабочего дня, следующего за установленным в договоре сроком предоставления жилого и нежилого помещения, машино-места в наем (аренду), а в последующем – ежемесячно не позднее 1-го числа месяца, за который осуществляется уплата.
В случае изменения размера ставок подоходного налога в фиксированных суммах, граждане, уплачивающие налог ежемесячно, должны будут оплатить налог по новым ставкам начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.
Для оплаты налога необходимо знать свой учетный номер плательщика (УНП) и банковские реквизиты для оплаты. Данные сведения можно получить в налоговой инспекции по месту жительства (регистрации)
Если сумма дохода, полученного в течение 2018 года, превысит 6116 рублей, то гражданину будет необходимо не позднее 1 марта 2019 года представить в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу и не позднее 15 мая 2019 года произвести доплату подоходного налога (в данном случае размер подоходного налога исчисляется по ставке 13% от общей суммы дохода, полученного от сдачи в наем (аренду) помещений, за вычетом уплаченных за 2018 год фиксированных сумм подоходного налога).
Безвозмездная субсидия для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Управления по труду, занятости и социальной защите оказывают помощь лицам, желающим испытать свои силы в предпринимательстве с выделением субсидии на организацию и осуществление предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, которые зарегистрированы в отделе занятости населения в качестве безработных.
Положением о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 342, определен порядок содействия безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Для получения субсидии необходимо пройти тестирование и получить соответствующее заключение (рекомендацию) специалиста о соответствии профессиональных качеств безработного требованиям, предъявляемым к планируемому виду деятельности, написать заявление о предоставлении субсидии и представить технико-экономическое, в том числе финансовое, обоснование эффективности организации предпринимательской деятельности.
Безработные могут также пройти обучение основам предпринимательской деятельности.
Преимущественное право на содействие в организации предпринимательской деятельности предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют реальных возможностей получить подходящую работу и организуют социально значимые виды предпринимательской деятельности.
Средства, предоставленные безработному в виде субсидии, могут быть использованы для приобретения оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, оплату услуг, а также иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности.
Субсидия — единовременное безвозмездное государственное денежное пособие, предоставляемое безработному для частичной компенсации его финансовых расходов связанных с организацией предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.
Субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – бюджет прожиточного минимума), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии. При организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности безработными, зарегистрированными по месту жительства в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда, перечень которых определяется мероприятиями по реализации (выполнению) государственной программы содействия занятости населения, а также в сельских населенных пунктах, субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума, действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
Субсидия предоставляется безработным, достигшим 18-летнего возраста, при отсутствии нарушений, указанных в абзацах втором-четвертом частей третьей седьмой статьи 25 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь».
Безработный, получающий субсидию должен знать о необходимости:
1. предоставить в управление информацию об открытии текущего (расчетного) банковского счета в открытом акционерном обществе «Сберегательный банк «Беларусбанк»;
2. получить решение о предоставлении субсидии;
3. заключить с управлением договор о предоставлении субсидии;
4. после перечисления управлением субсидии на банковский счет, безработный обязан подать заявление в соответствующие государственные органы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации частного унитарного предприятия или крестьянского (фермерского) хозяйства;
5. предоставить копии свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, информацию о подаче заявления в налоговый орган по месту жительства о постановке на учет в качестве лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность, с указанием данных об уплате сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности;
6. предоставить копии специального разрешения (лицензии) при организации вида предпринимательской деятельности, требующего специального разрешения (лицензии);
7. предоставить до истечения трех месяцев со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации частного унитарного предприятия либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также со дня постановки на учет в налоговом органе по месту жительства в качестве лица, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность, документы, подтверждающие целевое использование полученной субсидии.
В случае обращения гражданина с целью регистрации в качестве безработного в 12-месячный период после получения субсидии, он обязан возвратить в 7-дневный срок со дня регистрации полученную сумму субсидии.
В случае неосуществления гражданином предпринимательской деятельности более 6 месяцев подряд после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации частного унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства и несообщения налоговому органу о причинах неосуществления такой деятельности, за исключением неосуществления предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права заниматься предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью гражданин обязан возвратить полученную субсидию в 7-дневный срок после истечения 12 месяцев со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, регистрации унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Безработным, ранее получившим субсидию, повторно такая финансовая поддержка не оказывается.
Свой предпринимательский проект безработный организует от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, используя личные сбережения и средства бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а значит, принимает на себя всю финансовую и моральную ответственность за результаты своей деятельности.
Всю методическую и консультационную помощь гражданам, решившим стать предпринимателями, отдел занятости населения управления оказывает бесплатно.
В подготовке обзора использованы материалы портала http://nalog.gov.by/ru/
Виталий Павлоградский,
юрист Бюро социальной информации для людей с психическими заболеваниями